Мужчины легкого поведения

Александр Павлов, Антон Кораблев

Вышла в прокат картина плодовитого Стивена Содерберга «Супер Майк» про работу и повседневную жизнь обыкновенного стриптизера, ночью отчаянно зажигающего в клубе, а днем уныло кладущего черепицу, который к тому же живет мечтой открыть собственное дело. Наверное, этот фильм требует отдельной рецензии. Однако ребят вашего МакГаффина он натолкнул на мысль поговорить о том, как в западном кинематографе эволюционировала идея «мужчины проститутки / стриптизера». Конечно, не каждый стриптизер занимается проституцией, равно как и наоборот. Но это не так уж и важно в настоящем случае. Важно посмотреть на то, как эволюционировал образ мужика, занимающегося типично женскими профессиями – стриптизом и проституцией. Чтобы не перегружать читателя ненужной информацией, возьмем самые показательные картины. Они, вероятно, не лучшие, но все же знаковые. Главное понимать: перед нами не рейтинг, а хронологически расположенные фильмы на тему.

 

Полуночный ковбой / Midnight Cowboy (1969)

Режиссер: Джон Шлезингер

Гениальный Энди Уорхол мечтал, что голливудские студии дадут ему большие деньги, чтобы он смог снять авангардное кино о гомосексуалистах, или трансвеститах, или мужчин-проституток. А потому был чрезвычайно оскорблен, когда узнал, что эти деньги дали вовсе не ему, а британцу Джону Шлезингеру, чтобы тот снял душещипательную историю, как тупой, но смазливый ковбой из Техаса отправляется в Нью-Йорк продавать свое тело богатым красивым женщинам, то есть и рыбку съесть, и костями от нее не подавиться. Однако жизнь вносит коррективы в его план. Отчасти ковбой реализует свой замысел. Но вместо того, чтобы получать большие деньги и обслуживать красивых женщин, ему приходится бесплатно трудиться над телами старух или нищих гомосеков. В конце концов, он сводит дружбу с бомжом-туберкулезником, который к концу фильма умрет на руках главного героя. Для 1969 года – это революция. Фильм забанили самым жестким рейтингом, но в классику американского кино он попал. В роли бомжа Дастин Хоффман; в роли ковбоя – Джон Войт, папа Анджелины Джоли. Смотреть надо всем. И срочно, если не видели.

Кусок мяса / The Meatrack (1970)

Режиссер: Ричард Стоктон

В 1970-е было модно заниматься сексом – везде и много, часто за деньги. Для мужчин это не было зазорно. Примерно про это фильм «Кусок мяса». За десять долларов Джей-Эс, бисексуал с сильным влечением к матери, продает себя всем, всегда и везде – в кинотеатрах (обычное дело для 1970-х), в банях (обычное дело для геев), на улице (обычное дело для экстрималов). В общем, фильм про приключения главного героя, а также о том, как модно было заниматься сексом в 1970-е – с кем угодно, где угодно, за сколько угодно и, конечно, не предохраняться. Картина только для поклонников жанра и, разумеется, уступает «Полуночному ковбою».

Розовый нарцисс / Pink Narcissus (1971)

Режиссер: Джеймс Бидгуд

Редакция МакГаффина этот авангардный фильм не видела. И, вероятно, не будет смотреть. А потому приводит его описание: Джеймс Бидгуд, «Нью-Йоркский театральный художник по костюмам и фотограф на протяжении 7 лет снимал этот фильм любительским образом частично на 8-мм, частично на 35-мм плёнке. Все сцены фильма сняты в квартире самого Bidgood, с помощью друзей и стараниями самого режиссёра превращенной в мистические декорации. В главной роли – любимая модель – Bobbie Kendall – не снявшийся больше ни в одном фильме. Фильм вышел полуподпольно в гей-клубах. В титрах вместо имени режиссёра стояло Anonimus. 1971 год. Шок и восторг, вызванный этим фильмом, не дал режиссёру возможность до 1999 обнародовать своё авторство. Сюжет прост: парень-проститутка ждёт клиента в гостинице, представляя себе предстоящую встречу то как бы происходящую в гареме султана, то в природной стихии под грозу и молнии, когда сама природа участвует в оргии, то на сцене Колизея во время корриды, то в грязном привокзальном туалете, то в ванне, полной спермы… Если определить стиль этого фильма – это кич, возведённый на вершину искусства». Искусство или нет – решать зрителю. Но для авангарда 1970-х в самый раз.

Американский жиголо / American Gigolo (1980)

Режиссер: Пол Шрэдер

Клевый Пол Шрэдер, воспевавший порнографию на протяжении 1970-х, понял, что к началу 1980-х тема уже не катила, и снял морализаторскую историю о том, как невинную элитную мужскую проститутку подставляют хитрые недоброжелатели. Теперь жиголо нужно срочно оправдаться и найти злодеев, иначе – тюрьма. Желающим легкого заработка и красивой жизни молодым смазливым парням этот фильм должен был намекнуть на то, что не все так гладко в непыльной работенке продажи своего тела за деньги. В главной роли молодой Ричард Гир. Смотреть можно и нужно.

Грязные танцы / Dirty Dancing (1989)

Режиссер: Эмиль Ардолино

Все мы смотрели этот фильм. А если нет, то стоило бы. В 1980-е про геев, проституток, стриптизеров снимать было не круто. Знаете ли, консервативный Рональд Рейган и все такое. Да и людям особо на это смотреть не хотелось: за 1970-е они успели и насмотреться на это, и вдоволь этим назаниматься. Однако к концу 1980-х наступила оттепель. И хитрый Эмиль Ардолино снял кино как бы про 1960-е. Сам сюжет не так уж и важен: семнадцатилетней девушке более опытный прохиндей преподает жизненные уроки, обучая ее танцам и… сексу. Виляющий бедрами Патрик Суэйзи меняет свое тело на внимание, доброту, деньги и дорогие подарки богатым женщинам, отдыхающим в санаториях, пока их мужья зарабатывают средства для роскошного существования. Главный герой тупой, но добрый. И когда его юная любовница крикнет ему, что тот использует всех этих женщин, он ответит: «Это не я их использую. Это они меня используют». У Суэйзи хорошо получилось сыграть придурка с добрым сердцем. По крайней мере, он был гораздо успешнее героя Джона Войта. Да, а режиссер, долгое время скрывавший, что он – гей, вскоре умер от СПИДа.

Мой личный штат Айдахо / My own private Idaho (1991)

Режиссер: Гас Ван Сент

Икона «нового квир кинематографа» Гас Ван Сент в 1991 году снял свою потрясающую картину про путешествующих мужских проституток. Первый (Киану Ривз) спит с мужиками, чтобы позлить богатенького отца. Второй (Ривер Феникс) занимается этим, чтобы не умереть с голоду. Первый – юный бунтарь и искатель приключений. Второй парень, которому не повезло, к тому же влюбленный в своего друга. Киану Ривз делает все, чтобы порвать со своим амплуа актера-динейджера. Ривер Феникс не делает ничего, чтобы продвинуть свою карьеру. Он – уже звезда, однако рано погасшая. Классика независимого кино. По молодости Гас Ван Сент мог делать действительно хорошее кино, но потом запаршивил. В качестве приятных сюрпризов небольшие роли у Грэйс Забриски, Фли из RHCP и Удо Кира.

Мужской стриптиз / The Full Monty (1997)

Режиссер: Питер Каттанео

Британский, а не американский фильм. Что называется, жизнь заставляет трудяг-сталелитейщиков пойти по темной дорожке. Сталелитейный завод, где в поте лица трудились главные герои, закрывается, и оставшимся без работы синим воротничкам ничего не остается, кроме как овладеть искусством мужского стриптиза. А то, что они не умеют танцевать, а также полные дрыщи – ничего, тем реалистичнее шоу. Однако прежде чем дать зажигательный концерт, нужно попотеть. В главной роли Роберт Карлайл, звезда фильма «На игле». Прекрасная комедия Питера Каттанео. Строго рекомендуется к просмотру.

Мужчина по вызову / Deuce Bigalow: Male Gigolo (1999)

Режиссер: Майк Митчел

К концу 1990-х то, что могло выглядеть драмой или откровенно шокирующем кино, стало комедией. Успех «Мужского стриптиза» закрепила американская комедия «Мужчина по вызову» с Робом Шнайдером. «Дьюс Бигалоу всегда был уверен в том, что создан для большего, чем просто чистить аквариумы. И вот судьба делает крутой поворот — Дьюс становится мужчиной по вызову. Но его клиентки не простые женщины, а такие, к которым нормальный мужчина никогда не ляжет в постель. Находясь в ситуации, когда нельзя отказать, Дьюс принимается ублажать этих весьма “необычных” женщин…». Не самый клевый фильм на свете, но является наглядной иллюстрацией темы мужского стриптиза и мужской проституции конца тысячелетия.

Пока не наступит ночь / Before Night Falls (2000)

Режиссер: Джулиан Шнабель

Не американский фильм и даже не на тему, но очень важный в контексте темы. Биографию кубинского гомосексуалиста Рейнальда Аренаса можно промотать, но в процессе перемотки стоит обратить внимание на одну из двух ролей Джонни Деппа в этом фильме. Звезда играет в этой ленте небритую «мужскую проститутку», наряженную женщиной. Описать это никак нельзя, надо смотреть. Особо следует познакомиться с этим эпизодом поклонницам Джонни Деппа, считающим его «таким пусечкой». Он в фильме, конечно, «пучечка», но не такая, каким мы все его привыкли видеть.

Загадочная кожа / Mysterious Skin (2004)

Режиссер: Грегг Араки

Еще одна икона «нового квир кинематографа» Грегг Араки сделал восхитительный фильм с Джозефом Гордоном Левитом. Последний играет мужскую проститутку-гомосексуалиста, который уже переспал со всеми мужиками в своем городе, а потому предпринимает попытку уехать в большой город и продавать секс там. Получится ли у него? Хотите узнать, смотрите это кино сами. Жесткий артахус, не чуждый морализаторства. Много интересных моментов. Смотреть тяжело, но надо.

Бабник / Spread (2009)

Режиссер: Дэвид Макензи

Дэвид Макензи, британский мастер сложного интимного кино, в конце 2000-х поработал в США. Герой Эштана Катчера спит с женщинами за еду, ночлег и пожрать. Но это с богатыми. С бедными и привлекательными спит и просто так. Однако он встречает любовь всей своей жизни и переосмысливает свой стиль «быта» и жизненную философию. После первых сорока минут картина теряет драйв. Но хотя бы половину посмотреть надо. Счастье, что кино не про гомосексуалистов. Это плюс. Минус в том, что снова зритель должен вынести из фильма мораль. Хотя конец неожиданный, что здорово.

Вообще, как видно, темой мужской проституции и мужского стриптиза всерьез занимались главным образом квир-режиссеры. Исключением являются, как правило, комедийные фильмы про стриптиз. Если же речь идет о мужской проституции, то, несмотря даже на то, что некоторые жиголо в кино спят только с женщинами, авторы фильмов все равно оказываются геями. (Даже Пол Шрэдер до съемок «Американского жиголо» пытался стать «извращенцем» и экспериментировал в постели). Вот почему картины «Бабник» и «Супер Майк» так важны. Они символизируют некий социо-культурный. Кстати, герой Эштона Катчера выгодно отличается от перестроечного «Альфонса» с Александром Панкратовым-Черным. Но, к счастью, и у нас про это снимали в далекие 1990-е… Ну, а про «Супер Майка», как говорилось в начале, надо писать отдельную статью.


0